Сегодня фланцевые соединения можно увидеть на любом крупном трубопроводе. Благодаря ряду достоинств, одним из которых является простота монтажа и демонтажа, они почти полностью вытеснили обычные сварные швы.

В газовых и тепловых сетях чаще всего используются приварные фланцы, отличающиеся наибольшей надёжностью и стойкостью к агрессивным средам.

Разновидности приварных фланцев

Согласно утверждённой ГОСТами конструктивной классификации, выделяют 3 основных типа приварных фланцев. Первый тип – плоский приварной. Представляет собой металлическое кольцо с отверстиями под болтовые соединения. Крепится к трубе при помощи двух сварных швов вдоль окружности.

Второй тип – приварной воротниковый. Внешне выглядит как плоское кольцо с конической втулкой, которая фиксируется на трубе одним сварным швом. Отличается более высокой прочностью и герметичностью, благодаря чему чаще всего используется для монтажа дополнительного оборудования (например насосов, поворотных затворов диаметром от 100 мм и т. д.).

Существует несколько разновидностей деталей второго типа, имеющих свои конструктивные особенности. Наибольшее распространение получили фланцы приварные встык и литые (корпуса арматуры), отличающиеся повышенной прочностью и жёсткостью соединения.

Третий и последний тип – свободный на приварном кольце. Состоит из двух частей: непосредственно фланца и металлического кольца такого же диаметра. Именно кольцо приваривается к трубе, в то время как деталь может свободно вращаться, что облегчает соединение элементов трубопровода в труднодоступных местах.

Также могут изготавливаться в нескольких вариантах – на отбортовке и на хомуте под приварку. Первые используются при соединении деталей трубопровода из мягких металлов (напр., алюминия) или пластмасс. Фланцы на хомуте под приварку применяют при монтаже труб из стекла, керамики и других кислотоупорных материалов.

Где используются приварные фланцы?

Диапазон применения этих деталей весьма обширен – от бытовых систем водоснабжения до производств, работающих с кислотами и взрывоопасными веществами. О возможностях конкретной детали многое говорит не только её конструкция, но и маркировка стали, из которой она изготовлена. Например, изделия с маркировкой «Сталь 20» могут использоваться при строительстве стандартных тепловых магистралей в средней полосе, где температура воздуха не опускается ниже -30 ?C, «Сталь 09Г2С» – при температуре до -70 ?C и т. п.

Детали из криогенной «12Х18Н10Т» и жаропрочной «15Х5М» стали используются на химических и перерабатывающих заводах, так как отличаются повышенной стойкостью к окислению, коррозии, высокому давлению и температурным перепадам.